Бесплатный звонок
из любого региона России:

8 (800) 250-00-13

Телефон в
Санкт-Петербурге:

+7 (812) 603-48-63

Адрес:

Площадь Морской Славы дом 1,
офис 5059, Санкт-Петербург,
Россия, 199106

Главная » Организаторам перевозок » Морское агентирование » Обзор проформы договора морского агентирования FONASBA

Обзор проформы договора морского агентирования FONASBA

Институт морских агентов, которые осуществляют представление интересов судовладельцев на определенной территории и в определенных морских портах, является неотъемлемой частью индустрии морского транспорта. Иностранные судовладельцы, осуществляющие международные рейсы, осуществляют организацию своей деятельности через представителей – морских агентов.

Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов с 2001 года предлагает морских агентам и судовладельцам осуществлять взаимодействие на основании стандартного договора морского агентирования. Данная форма является общей, содержит в себе широкий перечень прав и полномочий агента, однако не содержит в себе детального и динамического регулирования правоотношений с принципалом.

Основным достоинством проформы является нивелирование главного риска морского агента – оплата расходов, возникших в процессе оказания услуг, не предварительно, а уже после их возникновения. Часть 4.03 статьи 4 проформы устанавливает, что обязанностью принципала является полная и своевременная предоплата всех расходов агента по его требованию, за исключением случаев, когда агент имеет достаточные ресурсы для оплаты, исходя из количества фрахтовых платежей, полученных за судовладельца. Таким образом, морской агент получает право покрывать расходы на обслуживание судовладельца либо из авансовых платежей, либо из собственных средств судовладельца, доступных агенту.

Дополнительно, часть 4.04 статьи 4 проформы предусматривает обязанность судовладельца оградить агента от любых требований, исков, убытков и расходов, возникших в связи с оказанием услуг по договору, только если они не вызваны виной или ненадлежащей осторожностью со стороны самого морского агента.

Список прав и обязанностей морского агента, содержащийся в статье 3 договора принципиально широк и включает в себя продвижение, продажи и маркетинговые услуги, морское агентирование в порту, организацию ро-ро и контейнерных перевозок, общие услуги агента, как представителя судовладельца, ведение расчетов и бухгалтерский учет, сбор фрахта и распоряжение денежными средствами принципала. Между тем, не все морские агенты готовы принять на себя полный объем функционала и, фактически, стать партнером судовладельца в конкретном порту. Исходя из изложенного, при использовании проформы, список обязанностей должен быть внимательно пересмотрен и утвержден с учетом реальных возможностей и квалификации агента.

Проформа так же содержит приложение к ней, предусматривающее схему выплаты агентского вознаграждения принципалом. Размер вознаграждения зависит от общей суммы фрахта, полученного судовладельцем, и исчисляется в качестве процента от количества обработанных контейнеров, метрических тонн грузов, оставленных букингов, запросов на обращение с грузом и оборудованием на территории порта. Так же проформа предусматривает компенсацию расходов агента на подключение и содержание компьютерных баз данных и портовых систем, в которых происходит организация перевозок грузов.

Наконец, договор в части 6.05 статьи 6 устанавливает право агента на обременение всех платежей, поступающий в интересах судовладельца, в отношении любых бесспорных сумм, причитающихся агенту, включая расходы и комиссию.

Не смотря на то, что проформа существенно защищает интересы морского агента, она не является идеальной по своей юридической конструкции. В ней отсутствует регулирование ответственности сторон, а так же порядка исполнения договора, включая способ номинации агента на оказание услуг конкретному судну, в конкретных обстоятельствах. Договор не осуществляет регулирование распределения налогового бремени морского агента, как лица, осуществляющего коммерческую деятельность, а так же как налогового агента иностранного судовладельца. В договоре отсутствует определение обстоятельств непреодолимой силы, порядка разрешения споров. Наконец, использование проформы в ее первичной форме допустимо только при наличии чрезвычайно доверительных партнерских отношений между судовладельцем и морским агентом, так как она предусматривает самые широкие полномочия агента в отношении всех и любых судов принципала.

 

Cтарший партнер Виктория Жданова  

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»

< Назад
Задать вопрос
Закрыть
Заказать звонок
Закрыть
Закрыть