Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О практических аспектах соблюдения обязательного порядка досудебного урегулирования спора
19.05.2017

О практических аспектах соблюдения обязательного порядка досудебного урегулирования спора

 Принятие сторонами спора действий по его разрешению до обращения в суд более не является добровольным жестом доброй воли. Часть 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ) устанавливает, что спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и / или порядок не установлены законом либо договором. Таким образом, стороны не могут избежать формальной стадии досудебного урегулирования, а могут лишь сократить сроки на ее проведение в договоре, если законом не предусмотрено иное.

 Положения АПК РФ о соблюдении досудебного порядка разрешения спора не содержат детального описания такого порядка. В этом случае сторонам спора необходимо обращаться к специальным, отраслевым нормативным правовым актам, а так же уделять особое внимание формулированию положений о порядке досудебного урегулирования непосредственно в договоре.

 Для участников индустрии морского и речного транспорта действуют положения главы XXV Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) и главы XVIII Кодекса внутреннего водного транспорта (далее – КВВТ), регулирующие порядок предъявления претензий к перевозчикам.

 До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику (ст. 161 КВВТ). До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии (ст. 403 КТМ РФ).

 При этом ни один из нормативных правовых актов не устанавливает, каким именно способом должна быть предъявлена претензия, за исключением общих требований:

  • претензия предъявляется в письменной форме (ст. 405 КТМ РФ);
  • срок на предъявление претензии ограничивается сроком исковой давности по возникшему требованию (ст. 406 КТМ РФ, ст. 161 КВВТ);
  • к претензии прикладываются документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии (ст. 161 КВВТ, ст. 405 КТМ РФ);
  • претензия рассматривается в течение 30 дней со дня ее получения перевозчиком (ст. 163 КВВТ, ст. 407 КТМ РФ).

 Исходя из буквального толкования указанных норм, факт предъявления стороной претензии должен быть подтвержден, а сама претензия – получена стороной в споре. Между тем, в реалиях индустрии претензионные документы не всегда могут быть вручены, в том числе в случае передачи претензии оператору связи для доставки, либо уклонения другой стороны от получения претензии.

 В случае, если при рассмотрении вопроса соблюдения претензионного порядка суд установит, что истец действовал добросовестно, направил претензию по верному адресу ответчика и в установленным законом срок, претензионный порядок будет считаться соблюденным даже если ответчик претензию не получал (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2015 N Ф07-1057/2015 по делу N А56-731/2014). 

 Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по делу N А70-573/2013 так же установлено, что юридическое лицо обязано обеспечивать в соответствии с требованиями закона нахождение своего постоянно действующего исполнительного органа или иного лица по адресу государственной регистрации и получать адресованную ему корреспонденцию, в том числе и претензионную. Неисполнение предусмотренной законом обязанности и ненадлежащая организация деятельности лица в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого лица и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности в результате неполучения корреспонденции должно нести само лицо. Таким образом, уклонение ответчика от получения претензии не является основанием для признания порядка досудебного урегулирования спора не соблюденным.

 Между тем, сроки на рассмотрение претензии, установленные договором, либо нормативными правовыми актами (ст. 163 КВВТ, ст. 407 КТМ РФ) не могут быть в одностороннем порядке сокращены, либо проигнорированы истцом после направления претензии, даже если эта претензия не доставлена ответчику, либо возвращена истцу, как неврученная. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 N 06АП-6276/2016 по делу N А04-7546/2016 устанавливает, что довод заявителя жалобы о том, что письмо с претензией вернулось истцу с отметкой органа связи «отсутствует адресат по указанному адресу», в связи с чем не требовалось выжидать установленный контрактом десятидневный срок, отклоняется судом, как ошибочный. Таким образом, срок на рассмотрение претензии, установленный законом или договором, должен быть соблюден истцом в любом случае, до подачи иска в суд.

 Судебная практика признает, что порядок направления претензий сторонами в рамках досудебного урегулирования спора не установлен законодательством (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А81-1798/2008). Таким образом, стороны могут установить его в договоре во избежание споров, в том числе путем определения положений об отправке претензии тем или иным способом.

 В случае, если такой порядок направления не установлен сторонами, истец имеет право доказывать факт направления претензии всеми способами, в соответствии с положениями ст. 64 АПК РФ. При этом Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а так же оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ). Таким образом, те или иные доказательства соблюдения сторонами претензионного порядка могут быть признаны судом недостаточными по достоверности и по совокупности.

 Для направления претензии рекомендуется воспользоваться услугами лицензированного оператора почтовой связи, с возможностью отслеживания доставки и вручения претензионного отправления адресату. Доказательствами отправки претензии служат следующие документы, совокупно:

  • квитанция оператора почтовой связи, содержащая дату, наименование отправителя и получателя отправления, а так же подтверждающая факт оплаты пересылки отправления;
  • опись вложений в ценное письмо, заверенная оператором связи, содержащая указание на пересылку претензии и приложений к ней в адрес ответчика;
  • копия претензии, заверенная истцом;
  • распечатка отслеживания доставки почтовых отправлений с электронного сайта оператора почтовой связи по номеру почтового идентификатора / почтовой накладной, с указанием даты отправки и вручения претензии ответчику;
  • уведомление о вручении почтового отправления, заполненное и заверенное оператором почтовой связи, подтверждающее вручение / попытку вручения отправления ответчику.

 Дополнительно, истцу рекомендуется осуществить направление претензии иными доступными ему способами, включая курьерскую службу доставки, а так же электронное письмо с приложением претензии в отсканированной форме. Данные методы отправки являются дополнительными, и рекомендуются к использованию совместно с отправкой претензии через оператора почтовой связи.

 Во избежание оставления исков без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом порядка досудебного урегулирования спора, участникам индустрии морского и речного транспорта рекомендуется тщательно подходить к соблюдению сроков досудебного урегулирования, а так же к сбору и оформлению доказательств такого соблюдения.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017

 

Хотите получить консультацию?