Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Обзор новых Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов
19.05.2017

Обзор новых Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов

 27.04.2017 года Постановлением № 502 Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (далее – Правила). Новые Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления российским организациям государственных бюджетных субсидий.

 Предоставление субсидий, покрывающих часть затрат российских судовладельцев на приобретение новых судов, направлено на обновление торгового флота под флагом РФ, а так же на стимулирование процесса утилизации возрастных судов под флагом РФ.

 На субсидирование имеют право российские организации, то есть юридические   лица,   созданные в  соответствии  с  законодательством  РФ,  в  уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, зарегистрированных в оффшорах и странах с льготным налоговым режимом, не превышает 50 процентов. Таким образом, участие иностранных лиц в привлечении утилизационных грантов не исключается, однако оно должно производиться исключительно через учреждение российских организаций. Индивидуальным предпринимателям, исходя из буквального толкования Правил, субсидирование недоступно, что нельзя признать обоснованным с учетом, что индивидуальные предприниматели РФ так же владеют судами, часто пассажирского типа, и так же должны получить возможность их утилизировать.

 Субсидирование является, в соответствии с Правилами, целевым, и выдается исключительно для возмещения части расходов, связанных   с   оплатой   стоимости приобретения  (строительства)  новых  гражданских  судов,  в том числе по договору лизинга.

 Одним из условий получения гранта является сдача на утилизацию судна, возраст которого составляет 30 и более лет, и которое в течение последних 5 лет было зарегистрировано под флагом РФ в Государственном судовом реестре (далее – ГСР), либо в Российском международном реестре судов (далее – РМРС).

 Еще одним существенным условием является отсутствие у претендента на получение субсидирования задолженности по налогам и сборам с бюджет РФ, просроченная задолженность по  возврату  в  бюджет РФ субсидий и бюджетных  инвестиций.

 Российская организация не должна находиться в стадии реорганизации, банкротства или ликвидации, то есть должна быть действующей и вести коммерческую деятельность, а так же не  получать  субсидирование  из  бюджетов на поддержку судостроения на основании других нормативных правовых актов.

 Субсидия   предоставляется   при   соблюдении   российской организацией следующих условий:

  1. приобретение  (строительство)  российской  организацией  нового гражданского судна должно осуществляться за счет собственных и (или) заемных  средств  и  (или)  кредитных  средств,  полученных  в  российских кредитных   организациях,   или   на   основании   договоров   лизинга, заключенных с российскими лизинговыми компаниями;
  2. новое  гражданское  судно  должно  быть  зарегистрировано  в  ГСР  или  РМРС;
  3. утилизируемое  судно  должно  быть  сдано  на  утилизацию  после 01.01.2016 г.;
  4. сумма в размере получаемой субсидии должна быть перечислена в счет оплаты приобретения (строительства) нового гражданского судна, в  том  числе  по  договорам  лизинга,  заключенным  с  российскими лизинговыми компаниями.
  5. строительство   нового   гражданского   судна   ранее   не поддерживалось   за   счет   средств   бюджетов   бюджетной   системы РФ.

 Таким образом, одно судно имеет право получить один вариант субсидирования в интересах одной единственной организации, вне зависимости от типа финансирование строительства / покупки такого нового судна.

 Для предоставления субсидии между судовладельцем и Министерством промышленности  и  торговли РФ заключается договор, отдельный для каждого субсидируемого судна. Для заключения договора организация представляет заявление  о  заключении  договора  о  предоставлении  субсидии в произвольной форме, с указанием размера запрашиваемой субсидии, а так же документы, подтверждающие право организации на получение субсидии.

 Перечень документов установлен в п. 5 Правил, и включает справки об отсутствии задолженностей, судовые документы (регистрационные, классификационные), а так же надлежащим образом заверенные копии договоров на приобретение / строительство / финансирование приобретения гражданского судна.

 Срок рассмотрения министерством заявления судовладельца составляет 25 дней с момента получения всех необходимых документов. У судовладельца могут быть запрошены недостающие сведения и документы в случае, если они не представлены в министерство совместно с заявлением (п. 6 Правил).

 В случае удовлетворения заявления российского судовладельца, с ним заключается договор, указанный выше. После заключения договора организация имеет право на фактическое получение денежной субсидии после обращения с министерство с заявлением о предоставлении субсидии, расчетом размера субсидии, доказательствами передачи старого судна на утилизацию, доказательствами оплаты не менее 10 - 15% стоимости нового судна.

 Срок рассмотрения министерством заявления судовладельца составляет 25 дней с момента получения всех необходимых документов. У судовладельца могут быть запрошены недостающие сведения и документы в случае, если они не представлены в министерство совместно с заявлением, со сроком их предоставления – 10 рабочих дней (п. 10 Правил).

 Пункты 12 – 14 Правил, Приложение №1 и №2 правил регулируют порядок расчета размера допустимой субсидии для гражданских судов и судов рыбопромыслового флота, которые так же подпадают под действие Правил и субсидирование.

 Перечисление субсидии судовладельцу осуществляется не  позднее  10го рабочего  дня  после  принятия министерством решения о предоставлении субсидии. Перечисление возможно исключительно в рублях, на расчетный счет, открытый в банке РФ.

 В выдаче субсидии судовладельцу может быть отказано в случае, если он не соответствует требованиям, установленным Правилами, не представил все необходимые документы, либо представил подложные сведения для получения гранта.

 Дополнительно, министерство имеет право отозвать субсидирование, а судовладелец обязан будет возвратить его в течение 30 рабочих дней со дня получения требования о возврате в случае   установления   министерством  и  (или)  органами  государственного финансового  контроля  факта  нарушения  целей,  условий и  порядка предоставления субсидии.

 Процедура получения утилизационного гранта завершается представлением российским судовладельцем в министерство копию  свидетельства  о  регистрации  судна  в  ГСР  или  РМРС  в  течение 45 рабочих  дней  со  дня  подписания  акта  приема-передачи  нового гражданского судна между судостроительной организацией и российской  организацией или между российской лизинговой компанией и российской организацией.

 Основываясь на всем вышеизложенном, новые Правила предусматривают детальное и всестороннее регулирование процедуры получения судовых грантов, доступных российским организациях – владельцам судов с возрастом старше 30 лет, зарегистрированных под флагом РФ. Субсидирование доступно как для прямого финансирования покупки и строительства флота, так и для финансовой аренды в рамках судостроительных контрактов.

 

Старший партнер Виктория  Жданова

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017