Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Безопасность мореплавания
03.02.2017

Безопасность мореплавания

Профессиональные и квалификационные требования к лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов

 

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее – СОЛАС-74) определяет ряд документов, устанавливающих в судоходных компаниях систему управления по безопасной эксплуатации судов. Такими документами являются: Международный кодекс по управлению безопасностью (далее – МКУБ), а также Международный кодекс по охране судов и портовых средств (далее – Кодекс ОСПС).

На национальном уровне в совокупности с международными актами действует Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2013 г. № 287 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов» (далее – Приказ №287), который разработан в соответствии со статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ). Приказ № 287 закрепляет дополнительные требования по подготовке ответственных за безопасность сотрудников судоходных компаний, владеющих речным флотом.

Данные нормативно-правовые акты регулируют управление безопасностью на уровне судоходной компании, а также определяют культуру безопасности на морском транспорте.

Российский морской регистр судоходства, накопив значительный опыт в вопросах применения МКУБ и ОСПС на практике, выполнил работу по оценке эффективности внедрения системы управления безопасностью (далее – СУБ) путем разработки методологии оценки эффективности внедрения системы в судоходной компании, а также проведением анкетирования судовладельцев. По результатам проверки было определено, что предварительная подготовка моряков является основой эффективной работы СУБ.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между компанией и находящимися на суднах лицами, каждая компания, соответственно должна назначить должностное лицо или лиц компании, ответственных за охрану, а также лицо командного состава, имеющих прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления, что закреплено в ч. 4 МКУБ и в п. 1.9 части «В» Кодекса ОСПС.

Ответственность и полномочия назначенных лиц должны включать контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечения предоставления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости, что также закреплено в указанных пунктах.

Должностное лицо компании, ответственное за охрану, соответствующий береговой персонал компании и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны знать и пройти профессиональное обучение по всем или части вопросам, представленным в п. 13.1 части «В» Кодекса ОСПС, к которым относятся, например:

  1. связанная с охраной административная работа;
  2. меры охраны судна и портового средства;
  3. государственное законодательство и правила;
  4. область ответственности и функции других имеющих отношение к охране организаций;
  5. методология оценки охраны судна и т.д.

Кроме того, согласно учебному плану Федерального агентства морского и речного транспорта, с которым можно ознакомиться на их официальном сайте, целью профессионального обучения командного состава судов является подготовка в соответствии с требованиями, установленными Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (далее – Кодекс ПДНВ), который наиболее подробно раскрывает спецификацию минимального стандарта компетентности для лиц командного состава судна, ответственных за охрану. Именно в Разделе A-VI/5 отражены сферы компетентности, например, ведение плана охраны судна или оценка риска, угрозы и уязвимости с точки зрения охраны, а также конкретные знания и профессиональные навыки, которыми должен обладать квалифицированный специалист. Более того, в разделе можно ознакомиться с методами демонстрации компетентности и критериями для их оценки.

Как уже говорилось ранее, Приказом № 287, а именно ст.ст.  9 – 12 ч. 3, закреплены дополнительные профессиональные и квалификационные требования к ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации речных судов. К ним относится обязательный стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, а также среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок".

Кроме того, оно должно пройти профессиональное обучение по СУБ или по вопросам управления безопасностью в соответствии с требованиями МКУБ, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта, подтвержденное документом, подтверждающим прохождение аттестации. 

В случае назначения на должность судовладельцем лица, которое не осуществляло указанную деятельность в течение более чем пять лет с момента окончания обучения/получения дополнительного профессионального образования, такое лицо подлежит до занятия указанной должности направлению судовладельцем на повторное обучение.

Принимая во внимание тот факт, что ответственность за безопасность и охрану судна, а также защиту морской среды от загрязнения с судна в конечном счете несет капитан и что старший помощник капитана должен быть постоянно готов принять на себя эту ответственность, необходимо со всей тщательностью подходить к отбору кандидатов, их профессиональному обучению, выявляя у них способность усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна, его пассажиров, экипажа и груза или защиту морской среды.

 

Помощник адвоката Малахова Юлия Александровна

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017