Главная » ИНФОЦЕНТР » Публикации » Комментарий управляющего партнера Маслова Кирилла каналу РБК
03.12.2015

Комментарий управляющего партнера Маслова Кирилла каналу РБК

Кирилл Маслов прокомментировал телеканалу РБК и радио Свобода возможность закрытия Босфора для российских судов.

Публикуется по материалам интервью Кирилла Маслова в эфире телеканала РБК и радио Свобода.

1. Каков - в общих чертах – режим Черноморских проливов? Кто является их «владельцем»? Есть ли международная структура, которая там рулит, или это все делает Турция?

К.М.:В Проливах устанавливается режим транзитного прохода, предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву. Конвенция о режиме проливов предусматривает так же право свободы прохода и мореплавания в Проливах. Юрисдикция Турции над Проливами осуществляется с соблюдением этих положений.

2.При каких условиях Турция имеет обусловленное международными соглашениями право закрыть пролив, не пускать суда (в частности, российские), досматривать или арестовывать их?

К.М.: По Конвенции о режиме проливов, во время войны, когда Турция является воюющей стороной, может быть запрещен проход торгового судна государства, с которым Турция воюет, а так же проход торгового судна, хотя и не принадлежащего к  государству с которым Турция воюет, но оказывающего содействие противнику.  Военным кораблям воющей державы может быть отказано в праве прохода Проливов,  за исключением случаев возвращения таких кораблей к портам своей основной стоянки, оказания содействия государству-жертве конфликта, а так же целей предотвращения военных действий. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, Корабли проходят  по усмотрения Турецкого Правительства.

3. Есть ли «неформальные» способы попридержать или не пускать судно (предположим, строго выполнять все временные предписания до последней минуты, как-то с особым пристрастием досматривать и прочее)?

К.М.: Да,  поскольку конвенционное регулирование не  устанавливает сроки и предусматривает, в том числе  оценочное понятие максимально возможной быстроты прохождения осмотра. Кроме того, Турецкие власти в праве принимать законы, направленные на обеспечение безопасности судоходства и  предотвращение загрязнения Проливов.  Такие законы не должны умолять базовые принципы, однако могут вносить особенности их исполнения на практике. Задержка может быть вызвана  количеством судов на подходе к Проливам и особенностями локальных схем разделения движения судов.

4. Есть ли разница в процедуре прохода через проливы торговых, пассажирских судов и кораблей ВМФ?

К.М.: Да, в отличие от торговых и пассажирских судов, корабли ВМФ проходят проливы по предварительному уведомлению Турецкого Правительства. Нормальный срок предуведомления будет восемь дней.

5.Каковы международные механизмы урегулирования споров по конкретным и общим случаям режима проливов?

К.М.: Это может быть согласительная процедура, международный суд или международный трибунал по морскому праву. Все  механизмы действия урегулирования содержатся в Конвенции ООН по морскому праву. 

 

Интервью для Радио Свобода >> 

Интервью для телеканала РБК >>

Пресс-служба АБ СПб «Инмарин»