Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О принципах расчета демереджа по договорам рейсового чартера
09.11.2015

О принципах расчета демереджа по договорам рейсового чартера

О принципах расчета демереджа по договорам рейсового чартера.

При заключении рейсового чартера, который в Российском законодательстве определяется, как договор морской перевозки груза, заказчик получает все судно, либо отдельные его помещения для осуществления транспортировки своего товара от порта погрузки до места выгрузки, в течение одного конкретного рейса, то есть ограниченно во времени.

Указанное ограничение обосновывает применение к договорам перевозки сталийного времени, под которым понимается срок, в течение которого груз должен быть погружен и выгружен с зафрахтованного судна (ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ, далее – КТМ РФ).

В случае если срок на погрузку и выгрузку груза исчерпан, начинается течение контрсталийного времени, судно уходит в демередж, который оплачивается, как штраф за задержку судна, по ставке, согласованной сторонами в договоре перевозки. Поскольку обязанность оплатить демередж судна является безусловной, убытки от его возникновения могут быть существенными.

Единственный способ защиты интересов сторон при задержке судна – это верный расчет начала и окончания течения сталийного времени. Данный расчет производится строго в соответствии с условиями, согласованными сторонами в договоре. Иных методов расчета демереджа не существует, в связи с чем, во избежание споров и разногласий, положения чартера о начале и окончании сталийного времени, ставке демереджа, порядке ее взимания и начисления должны быть максимально четкими и однозначными. 

Готовность судна к погрузке и выгрузке 

Время на погрузку и выгрузку груза не может начать течь до момента, когда судно, фактически, готово к такой погрузке и выгрузке. О такой готовности судовладелец уведомляет фрахтователя. Договором чартера устанавливается момент, с которого судовладелец имеет право подать такое уведомление (далее – Нотис), а так же форма, в которой подается Нотис.

Сторонам рекомендуется подавать Нотис исключительно в письменной, установленной форме, так как Нотис является существенным доказательством начала течения сталийного времени в порту. Письменной формой могут, в соответствии с условиями чартера, признаваться сообщения, переданные по электронной почте, факсу и телексу. Это должно считаться приемлемым, при условии четкого указания в письме на то, что оно является Нотисом, фиксации в нем наименований отправителя, получателя, времени и даты его подачи.

В зависимости от типа груза и характеристик порта, в чартере стороны устанавливают момент, с которого судно может подать Нотис, действительно являясь при этом полностью готовым к погрузке и выгрузке груза. Для выгрузки большинства типов грузов судну требуется подойти к причалу, однако некоторые грузы (например, суда) могут быть выгружены на воду. Таким образом, судно может быть готово к погрузке и выгрузке как пришвартованное у безопасной стоянки, так и на рейде порта.

В интересах судовладельца всегда остается наиболее ранняя подача Нотиса о готовности, в связи с чем, наиболее часто условия чартера представляют судну расширенное право на подачу Нотиса: от границы порта, с портового рейда, с обычного места стоянки судов в ожидании постановки их к причалу, от причала порта. При наличии указанной оговорки, фрахтователю рекомендуется проявлять повышенное внимание к маршруту движения судна, а также готовить груз к погрузке заблаговременно.

Риск применения указанной расширенной оговорки состоит в том, что сталийное время может начать течь и закончиться еще до момента, когда у фрахтователя появится шанс начать погрузку груза: судно слишком долго стоит в очереди на постановку к причалу, заход в порт запрещен постановлением капитана порта, судну определено сменить причал швартовки. Особенно данный риск актуален в случае, когда перевозка осуществляется между популярными, перегруженными портами. Таким образом, для предупреждения истечения сталийного времени, фрахтователю рекомендуется добиваться сокращения перечня моментов, с которых судно считается готовым к погрузке, либо увеличения общего срока сталийного времени в каждом из портов.

Между тем, в случае, если Нотис не подан судовладельцем, либо подан, но с нарушением условий, предусмотренных в чартере, течение сталийного времени не начинается вообще (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.11.2013 N Ф03-5284/2013 года по делу N А51-4636/2013). Для избежания такого риска капитаны судов по прибытию в порт подают множественные Нотисы, через равные промежутки времени. Такой подход является эффективной превентивной мерой, однако сильно усложняет впоследствии расчеты демереджа и сталийного времени сторонами.

Характеристики сталийного времени 

В зависимости от типа перевозимого груза, сталийное время может исчисляться как в днях, часах и минутах, так и в единицах объема погруженного груза, рассчитанного исходя из производительности судового и портового оборудования, задействованного при погрузке и выгрузке (например, Х тонн груза в час при мощности насоса У). Последний метод расчета используется при перевозках наливных грузов, нефти и химических продуктов.

Начавшее течь сталийное время не прерывается до окончания погрузки и выгрузки груза, момент которого определяется сторонами в договоре, либо в соответствии с типом перевозимого груза. При перевозке наливных грузов, моментом окончания погрузки и выгрузки принято считать отсоединение шлангов от грузовых отверстий судна. В отношении сборных грузов таким моментом будет погрузка последней их части. Количественные грузы (насыпные грузы, контейнеры) считаются погруженными в момент перевозки на борт последней единицы объема такого груза.

Сталийное время течет, в соответствии с условиями чартера, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, включая или исключая выходные и праздничные дни, в зависимости от соглашения сторон. В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время (ст. 130 КТМ РФ).

Также важная характеристика сталийного времени состоит в том, что оно может быть или не быть, в зависимости от соглашения сторон, реверсивным – неизрасходованное в порту погрузки время может прибавляться ко времени на выгрузку груза. Реверсивное время является выгодным для фрахтователя и рекомендовано к применению, так как позволяет снизить риск возникновения демереджа в порту выгрузки. 

Наконец, важным аспектом сталийного времени является возможность начала его течения / зачета в случае, если погрузка груза начинается ранее даты погрузки, согласованной в чартере. По общему правилу, в случае, если погрузка груза началась до начала течения сталийного времени, фактически затраченное на погрузку груза время засчитывается в сталийное время (ст. 130 КТМ РФ). Данный подход рекомендуется фрахтователям, чей груз на постоянной основе хранится в морских портах и готов к погрузке даже в случае, если судно приходит в порт раньше назначенного срока.

Документы для расчета демереджа 

Для подтверждения права на получение демереджа, судовладелец должен доказать такие обстоятельства, как начало течения сталийного времени и начало течения контрсталии (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 года N 05АП-7155/2012). Дополнительно, судовладелец так же должен доказать факт простоя судов и обосновать его расчет (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.05.2012 года N Ф03-2067/2012 по делу N А51-17459/2011).

Учет количества затраченного сталийного времени, а также последующий расчет демереджа является исключительно математическим действием. Он основывается на следующих документах:

  1. Договор перевозки / чартера;
  2. Тайм-шит судна;
  3. Нотис;
  4. Морской протест капитана судна;
  5. Судовой журнал / журнал операций с грузом;
  6. Коносаменты;
  7. Заявления агентов, стивидоров.

Неправильный расчет демереджа означает частичный отказ суда в удовлетворении требований судовладельца (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.05.2011 года N Ф03-1626/2011 по делу N А24-3434/2010). Таким образом, к калькуляции демереджа требуется предъявить повышенную внимательность.

Претензионный порядок 

В соответствии с процессуальным законодательством РФ (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее – АПК РФ), лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, если для определенной категории споров законом или договором установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, только после соблюдения такого порядка.

В договорах чартера часто устанавливается специальный, сокращенный срок на предъявление судовладельцем претензии об уплате демереджа. Судовладелец, который не смог соблюсти указанный срок, теряет право требования демереджа в досудебном и судебном порядке.

К претензии о компенсации демереджа должны быть приложены калькуляция, а также все документы, подтверждающие указанный расчет, для проверки его обоснованности фрахтователем. 

Заключение 

Гарантией верной калькуляции и взыскания демереджа является совокупность действий судовладельца, включающая:

  1. Безусловное исполнение условий чартера;
  2. Своевременную подачу Нотиса о готовности судна к погрузке и выгрузке;
  3. Отсутствие действий, способных прервать течение сталийного времени, со стороны самого судовладельца;
  4. Учет количества сталийного и контрсталийного времени с помощью тайм-шита судна;
  5. Учет всех происшествий и аспектов погрузки и выгрузки груза в журнале грузовых операций;
  6. Осуществление дополнительного контроля над исполнением чартера в морском порту агентом и представителями судовладельца;
  7. Соблюдение сроков подачи претензии об уплате демереджа, в соответствии с условиями чартера. 

 

Старший партнер Виктория Жданова

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015