Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О некоторых особенностях получения разрешения на каботаж
06.08.2015

О некоторых особенностях получения разрешения на каботаж

О некоторых особенностях получения разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а так же на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под иностранным флагом.

Перевозки и буксировка между морскими портами (каботаж), а так же деятельность, связанная с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими работами, во внутренних водах РФ осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом РФ (статья 4 Кодекса торгового мореплавания РФ, далее – КТМ РФ).

Постановление Правительства РФ от 24.05.2012 года N 504 предусматривает, что суда под иностранными флагами, прошедшие пограничный и таможенный контроль, имеют право осуществлять каботажные перевозки и деятельность во внутренних водах РФ на основании разрешения, выдаваемого Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот) по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством обороны РФ в порядке, установленном Министерством транспорта РФ (далее – Разрешение).

Порядок выдачи указанного Разрешения (утвержден приказом Минтранса России от 26.07.2012 года N 274, далее - Порядок), состоящий всего из 13 пунктов, кажется заявителям относительно простым. Между тем, имеется ряд практических особенностей получения Разрешения, с которыми могут столкнуться иностранные судовладельцы, и которые могут стать препятствием к успешному и своевременному началу работы иностранного судна в РФ.

В настоящей статье обобщается практический опыт получения Разрешений с целью выявить потенциальные проблемные аспекты указанной процедуры.

О заявителе, обращающемся за Разрешением 

Статьей 2 Административного регламента Росморречфлота (далее – Регламент), утвержденного приказом Минтранса России от  19.11.2012 года N 403, установлено, что «заявителями, в отношении которых предоставляется государственная услуга, являются физические или юридические лица, предполагающие осуществлять перевозки и буксировку в каботаже, а также иные виды деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства».

Заявителем при исполнении сделок с участием иностранных судов, является фактический судовладелец судна. Для целей Росморречфлота, им считается лицо, которое физически осуществляет эксплуатацию судна под иностранным флагом. Это относится, в том числе, к проектам, где судно под иностранным флагом сдается в аренду для целей выполнения работ для российского заказчика.

В случае, когда контракт на выполнение перевозки / работ заключен между российским лицом (Х) и судовладельцем, арендующим судно по тайм-чартеру (Y) у собственника (Z), заявителем будет являться именно собственник (Z). Фрахтователь (Y) будет считаться не более чем оператором судна. В случае если именно фрахтователь (Y),  обязуется получить Разрешение, собственник судна (Z) должен будет выдать ему доверенность, удостоверяющую его право представлять интересы собственника в Росморречфлоте. Такой представитель имеет право уполномочить иных лиц на представление документов и заявления в Росморречфлот, в случае если его доверенность предусматривает полномочия по передоверию указанных прав.

Таким образом, при организации работы иностранного судна в РФ в рамках многоэтапной сделки, заявителем на получение Разрешения является лицо, самостоятельно планирующее осуществлять перевозку / работы, вне зависимости от наличия у данного лица договорных отношений с российским заказчиком. 

О договорах и контрактах в области торгового мореплавания 

Статья 1 Регламента устанавливает, что Росморречфлот выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства. Указанная статья определяет такую деятельность как деятельность, связанную с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами во внутренних морских водах или территориальном море РФ.

Все вышеуказанные действия Росморречфлот квалифицирует, как работы. Таким образом, основанием для получения Разрешения может быть лишь договор на совершение перевозок грузов, либо договор подряда на выполнение работ с привлечением морского судна.

Росморречфлот не принимает на рассмотрение заявления, основанные на договоре тайм-чартера судна, несмотря на то, что по нему судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 198 КТМ РФ).

Практика показывает, что Росморречфлот так же не рассматривает для целей выдачи разрешения договоры смешанного типа, у которых имеются признаки чартера и подряда. В обязанности Росморречфлота не входит квалификация и установление природы договора, в связи с чем предмет соглашения между иностранным судовладельцем и российским заказчиком должен соответствовать требованиям законодательства о договоре подряда / перевозки.

Язык документов 

Действующие нормативные правовые акты не устанавливают обязательной формы и требований к документам, которые являются приложениями к заявлению на выдачу Разрешения. Требование установлено лишь для самого заявления – оно должно быть составлено на русском языке (статья 12 Регламента).

Документы, установленные в пункте 10 Порядка, могут быть представлены в форме заверенных копий без перевода на русский язык, однако заявители, заинтересованные в рассмотрении их заявлений в более короткий срок могут предоставить документы с переводом на русский язык.

Между тем, Порядок не является документом, действующим отдельно от иных нормативных правовых актов РФ, включая акты более высокой юридической силы. Статьей 3 ФЗ «О государственном языке РФ» установлено, что «Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти… в том числе в деятельности по ведению делопроизводства… во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти… организаций всех форм собственности… иностранных граждан». Таким образом, на иностранного судовладельца, обращающегося с заявлением в Росморречфлот, распространяются требования законодательства о предоставлении сведений и документов на русском языке. Кроме того, документы, выданные иностранными государственными органами, должны быть оформлены в соответствии с  требованиями Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 года (далее – Конвенция об апостиле).

Основываясь на всем вышеизложенном, допускается представление в Росморречфлот документов на иностранном языке, поскольку иное прямо не предусмотрено Порядком и Регламентом, а Регламент не предоставляет Росморречфлоту права требовать от заявителя представления документов, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением соответствующей государственной услуги. Между тем, положения законодательства РФ и ее международных договоров будут соблюдены полностью, а отказ в выдаче Разрешения по формальному основанию сведен к минимуму только при наличии нотариального перевода и легализации / апостилирования представляемых документов, поскольку указанные требования предусмотрены законодательством. 

Требования к судну, получающему Разрешение 

Одним из критериев выдачи Разрешения Росморречфлотом является отсутствие судов, схожих по типу с судном заявителя, под флагом РФ (подпункт 8 пункта 10 Порядка), а так же отсутствие возможности осуществления деятельности силами национального флота. В подтверждение указанных обстоятельств должны быть представлены надлежащие сведения и документы, обосновывающие необходимость привлечения иностранного судна для работы на территории Российской Федерации. 

Иностранные юрисдикции имеют свои собственные правила в отношении регистрации судов и выдачи судовых документов, которые могут не совпадать с правилами, действующими в РФ. Из-за этого заявитель может столкнуться с ситуацией, когда Разрешение требуется получить на судно под флагом страны, не являющейся участником конвенций по международному морскому праву, либо не имеющей того или иного типа судовых свидетельств.

Пункт 10 Порядка предусматривает обязательное представление заявителем копий судовых документов: свидетельства о праве плавания под иностранным флагом, свидетельство о праве собственности на судно, классификационное свидетельство, мерительное свидетельство, свидетельство о страховании гражданской ответственности за загрязнение окружающей среды бункерным топливом / нефтью.

Большинство судов получают классификационные и мерительные свидетельства по образцам, установленным Международной конвенции по обмеру судов 1969 года, правилами по классификации обществ, членов Международной Ассоциации Классификационных Обществ (далее – МАКО). Однако имеются и суда, классифицированные исключительно по национальным правилам страны происхождения судна, чьи свидетельства не соответствуют международным образцам.

Подпунктом 3 пункта 12 Порядка предусмотрено, что Росморречфлот принимает решение об отказе в выдаче Разрешения в случае, если судно, в отношении которого поступило заявление, не соответствует требованиям безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения по своим техническим и / или эксплуатационным характеристикам, исходя из содержания документов, приложенных к заявлению. Таким образом, столкнувшись с нестандартными свидетельствами, Росморречфлот презюмирует, что иностранное судно небезопасно для эксплуатации в водах РФ, до того, как заявитель не докажет обратное.

Доказать безопасность судна допустимо путем представления официального заявления от администрации флага судна, в котором указано, что оно может безопасно находиться и осуществлять заявленные работы в заявленном районе плавания, во внутренних водах РФ. Получить такое разрешение не всегда легко, ведь администрации флага являются государственными органами, которые уже ранее выдали судну надлежащие, по национальному закону, документы, и подтверждать безопасность судна в иной форме они не обязаны.

Основываясь на вышеизложенном, владельцы судов, не классифицированных по международным стандартам, неизбежно столкнутся в Росморречфлоте с риском отказа в предоставлении Разрешения, если не докажут безопасность и мореходность судна иными способами.  

Заключение 

При всей видимой простоте, процедура получения разрешения на перевозки в каботаже и совершения иных видов деятельности иностранным судном во внутренних водах РФ является сложной и имеет множество практических особенностей.

При выборе способа и формы подачи документов должны приниматься во внимание такие обстоятельства, как состав и происхождение документов заявителя, значение срока принятия решения по заявлению о выдаче Разрешения, а так же уникальность судна, в отношении которого и спрашивается Разрешение.

Старший партнер Виктория Жданова 

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015