Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Удержание и продажа груза как альтернативные методы защиты
04.02.2015

Удержание и продажа груза как альтернативные методы защиты

О праве экспедитора и хранителя груза на удержание и продажу груза в случае неисполнения обязательств по оплате вознаграждения.

В ситуации изменения условий ведения бизнеса на рынке, а также роста курсов валют, количество неисполняемых обязательств увеличивается. Многие получатели и импортеры грузов, столкнувшись с необходимостью оплаты товаров по возросшим валютным ценам, вынуждены задерживать выборку товаров со складов и расчеты за оказанные в их отношении услуги.  При этом традиционные методы взыскания задолженности, применяемые фактическими держателями грузов – экспедиторами и хранителями, могут не работать по причине отсутствия у клиентов денежных средств и иных активов, а принятие обеспечительных мер не всегда обосновано. 

Между тем, закон предоставляет транспортным компаниями и терминалам специальные возможности по удержанию и принудительной продаже грузов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3  федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор, если это предусмотрено договором, в праве удерживать груз клиента до уплаты  вознаграждения и возмещения, понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств.  В соответствии со ст. 360 Гражданского кодекса Российской Федерации требования экспедитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. При этом в зависимости от условий договора обращение взыскания может осуществлять путем продажи в судебном или внесудебном порядке путем организации и проведения торгов с помощью организатора торгов. Порядок проведения торгов предусмотрен ст. 349-350.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, наиболее удачной представляется конструкция, при которой право на обращение взыскания во внесудебном порядке предусмотрено договором транспортной экспедиции, поскольку это позволяет продать имущество без проведения торгов путем продажи предмета залога залогодержателем другому лицу с заранее определенным договором порядком определения цены реализации имущества. Важно отметить, что в любом случае реализация груза клиента должна производиться экспедитором с уведомлением первого о таком факте.

Если обращение взыскания на удерживаемое имущество для экспедитора связано с положениями договора, то для терминала, выступающего хранителем по договору ответственного хранения право на обращение взыскания на хранимое имущество прямо предусмотрено законом, а именно ст. 899 Гражданского кодекса Российской Федерации -     «При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона…». Хранитель, установивший неисполнение поклажедателем обязательств по оплате за хранение груза в праве реализовать имущество, находящееся в сфере его хозяйственного господства, при этом обращения в суд не требуется. Так федеральный арбитражный суд   Поволжского округа в постановлении от 04.08.2010 по делу N А55-32087/2009 отказал истцу в признании договора, заключенного по результатам торгов недействительными, поскольку истец не исполнил обязательства по оплате хранения и ответчик был вынужден продать судно в порядке пункта 2 статьи 899 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, хранителю следует иметь в виду, что помимо реализации имущества и иска о взыскании задолженности против поклажедателя по договору он вправе обратиться с иском напрямую к владельцу груза независимо от заключенного договора и разрешать спор с ним по месту нахождения имущества по правилам ч. 1,3  ст. 36 АПК РФ, а также нормам коллизионного права.  

Таким образом, экспедиторам и хранителям грузов в целях обеспечения своих прав на получение оплаты за оказанные услуги следует использовать обращение взыскание на находящееся в их распоряжении имущество, а также другие способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные гражданским законодательством. Данные меры в условиях наличия интереса клиента к грузу, а также ценности самого груза являются эффективным способом получения оплаты. Между тем, возможность применения таких средств защиты во многом зависит от условий, заключенных договоров, которые должны гарантировать право на получение оплаты. Экспедиторам и хранителям груза рекомендуется провести экспертизу договоров на предмет наличия гарантий своих интересов и положений по разрешению споров и урегулированию требований.

 

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015