Главная » ИНФОЦЕНТР » Материалы » О лизинге морских судов
21.03.2014

О лизинге морских судов

Строим и покупаем в лизинг

По договору финансовой аренды лизинговая компания обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем  судно у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это судно за плату во временное владение и пользование. Структурно лизинговая операция состоит из четырех этапов: приобретения судна на имя лизинговой компании, передачи судна в пользование  лизингополучателю, классификации и регистрации прав на судно в судовом реестре. Несмотря на упоминание в законодательном определении договора лизинга фигуры продавца вместо него может выступать и подрядчик – судостроительная верфь, которая передает право собственности лизинговой компании. Соответственно, лизинговая компания передает имущество в аренду, когда у нее самой возникает право собственности на это имущество. Так соблюдается требование ст. 608 ГК РФ о том, что право сдачи имущества в аренду принадлежит только его собственнику. Соответствующие разъяснения по поводу заключения договора аренды будущей вещи содержатся в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 в ред. от 25.01.2013.  Таким образом,  договор финансовой аренды может заключаться, как в отношении уже существующего судна, так и судна которое будет построено в будущем.  При этом важно только, чтобы судно в любом случае  было максимально индивидуализировано:  был его проект, описаны материалы, оборудование, указано максимальное количество объективных признаков, по которым существующее или будущее судно можно  отчетливо установить. Вопросов с индивидуализацией ранее эксплуатируемого судна, конечно, возникает меньше у него уже есть ИМО номер, позывные и прочие статичные способы распознавания. 

Следует отметить, что лизинг судов возможен не только применительно к новым и вновь приобретаемым судам, но и в отношении судов, которые уже находятся на балансе лизингополучателя – то есть так называемый возвратный лизинг  для рефинансирования затрат по существующему судну или реновации судов.

 

Договор лизинга  или бербоут-чартер

Параграф 6 главы 34 ГК РФ и закон о лизинге подробно регулируют условия договора лизинга, как финансового инструмента, однако это только общие положения. Этих положений недостаточно для лизинга судна, которое является одновременно и источником повышенной опасности и объектом недвижимости. Правовой режим судна определяется КТМ РФ, а так же целым рядом международных конвенций, в  том числе  МКУБ, ОСПС, КТМС-2006, TMSA, СОЛАС 74, МАРПОЛ 73 78, ПДНВ 78, PSC, которые призваны гарантировать безопасность мореплавания.

Соответственно,  участникам лизинговой операции необходимо четко перераспределить именно специальные отраслевые риски,  описать порядок действий и последствия в случае их возникновения. Главным образом речь идет о таких известных ситуациях как изменение района плавания и цели эксплуатации судна, арест судна по морскому требованию или в связи с морским залогом,  загрязнение окружающей среды нефтью, бункерным топливом или иными отходами, задержание судна органами государственного портового контроля, столкновение судна и удаление остатков кораблекрушения, общая авария, конфискация за контрабанду, захват судна пиратами.  Не лишено смысла помнить и о вероятности дефолта одной из сторон лизинговой операции, необходимости урегулирования последствий  несостоятельности в части погашения расходов на содержание судна, экипажа, вплоть до принудительной продажи.  Все вышеприведенные основные риски в практике торгового мореплавания обычно регулируются с помощью договора бербоут-чартера, который опосредует отношения между судовладельцем и фрахтователем на период эксплуатации судна последним.  Учитывая, что нормы ГК РФ и нормы КТМ РФ соотносятся, как общие и специальные, то  в случае лизинга судна заключению подлежит специальный договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) на условиях лизинга.

Существенными условиями договора лизинга с элементами бербоут-чартера или лизинга на условиях бербоут-чартера (в разных администрациях морских портов используются различные наименования, но сути договора это не меняет) являются следующие: наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта (лизингового платежа), срок действия договора.

Дополнительными, но не по степени значимости, являются условия о процессе приема передачи судна, ответственности и гарантиях в случае наступления одного из вышеперечисленных рисков. Само собой, сторонам также следует отрегулировать условия о надлежащих уведомлениях и назначенных для взаимодействия лицах, чтобы обеспечить максимальную скорость принятия решений. Учитывая трансграничный характер торгового мореплавания, следует также заранее договориться о порядке разрешения споров, включая досудебное урегулирование и орган для разрешения споров. Немаловажным с точки зрения так называемых договоренностей «на берегу» будет согласование сюрвейерской организации с лицензией на осуществление оценочной деятельности, которая будет инспектировать судно в моменты передачи и в случае наступления убытков. То же самое касается страховой компании. Стоит ли говорить, что впоследствии отказа от согласования дополнительных условий о каких-либо гарантиях и обеспечительных средствах исполнения договора придется забыть.

Завершает лизинговую операцию регистрация судна в одном из морских портов, который выбирает собственник судна, то есть лизингодатель. Результатом регистрации является выдача лизингодателю свидетельства о праве собственности на морское судно, а также выписки о зарегистрированном обременении судна лизингом. При внутреннем лизинге, сторонам сначала предстоит внести изменения в раздел о собственнике судна, коим выступает лизингодатель, после чего зарегистрировать и само обременение в форме лизинга. При международном лизинге, положение сторон осложняется необходимостью исключения судна из одного реестра и постановкой в другой с предварительным решение вопроса классификации, то есть технического освидетельствования судна.  

 

Судно в лизинг: берег правый, берег левый.

Безусловным преимуществом лизинга в индустрии морского транспорта является возможность получить судно, в эксплуатацию отсрочив выплату его полной стоимости уплатой лизинговых платежей в течение определенного периода. При этом ставка лизинга меньше ставки по кредиту. Сама схема лизинга, даже без учета налога на имущество, экономит более 7% за счет использования механизма ускоренной амортизации.  Лизингополучатель получает возможность учитывать судно, как на своем балансе, так и на балансе лизингодателя.  Кроме того, немаловажно отметить, что судно находящиеся в лизинге не может стать  объектом обращения взыскания третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя. То есть, в случае ареста по морскому требованию, например за снабжение бункерным топливом лизинговое судно должно быть немедленно освобождено, поскольку на него не может быть обращено взыскание. Нельзя не отметить так же, что в отношении лизингового судна лизингодатель, как собственник несет ответственность в случае загрязнения окружающей среды по неосторожности, а так же за удаление остатков кораблекрушения.

Дополнительным пакетом преимуществ могут стать нормы закона от 07 ноября 2011 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (далее – ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»), в случае если судно регистрируется в Российском Международном Реестре Судов – нулевая ставка по налогу на имущество, НДС, страховым взносам, транспортному налогу и т.д.

 

Управляющий партнер 

Адвокатского  бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»

Кирилл Маслов