Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » А Вы готовы к Конвенции 2006 о труде в морском судоходстве?
01.11.2013

А Вы готовы к Конвенции 2006 о труде в морском судоходстве?

20 августа 2013 года, после 7 лет борьбы за поддержку 30 стран, совокупный судовой тоннаж флота которых представляет не менее 33% мирового валового тоннажа, вступает в силу Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года. За несколько недель до этого дня к нам, практически одновременно, обратились десятки клиентов, судовладельцев и представителей крюинговых компаний, с просьбой объяснить им основные принципы действия Конвенции, а так же последствия несоблюдения ее положений при работе с моряками.

Поскольку нормы Конвенции заденут большинство участников морского рынка, либо нанимающих моряков, либо предоставляющих их интересы в контактах с судовладельцами, мы запускаем цикл информационных статей обо всем, что необходимо знать о Конвенции 2006 года: ее основных принципах и положениях, их практическом внедрении в компаниях – судовладельцах, крюинговых агентствах, трудовых документах моряков.

 

Что нужно знать о новой Конвенции?

 

  1. Она распространяется на различные виды судов, выполняющих международные и национальные или внутренние рейсы.

  2. Она не распространяется на суда, которые ходят исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил; суда, занятые рыбным или аналогичным промыслом; на плоскодонные шлюпки и джонки; на военные корабли и вспомогательные суда военно-морского флота.

  3. В Конвенции предусмотрены важные меры по обеспечению ее применения и выполнения по средствам инспектирования судов государствами – участниками и портовыми службами.

  4. К Конвенции прилагаются ряд разработанных Международной Организацией Труда методик и циркуляров, которые предусматривают порядок и рекомендации по применению положений Конвенции.

  5. Она обязывает коммерческие суда водоизмещением от 500 регистровых тонн, которые выполняют международные рейсы, иметь на борту два документа, являющихся новеллой Конвенции – Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве, Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

  6. При заходе в порты государств – участников Конвенции, суда подвергаются плановым и внеплановым проверкам на предмет качества жизни моряков и условий их работы.

 

Основные принципы Конвенции

  1. Установление прав моряков на достойные условия труда.

  2. Повышение уровня и стандартизацию качества работы моряка.

 

Что Конвенция даст морякам?

  1. 1.            Условия труда

Конвенция определяет минимальные требования к условиям проживания и питания моряков, требования по рабочему времени.

  1. 2.            Гарантии выплаты зарплаты

В Конвенции предусматриваются финансовые гарантии по выплатам моряку зарплаты, больничных и по страхованию его жизни и здоровья.

  1. 3.            Социальные гарантии

Конвенция практически обязывает обеспечить социальную защиту морякам как в период их работы, так и на протяжении их отдыха.

 

Значение Конвенции

На глобальном законодательном уровне морского права:

  1. Это четвертый «столп», на котором держится морская индустрия. Первые три «столпа» - конвенции СОЛАС, МОРПОЛ, Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты.

  2. Это доступный для понимания свод трудовых принципов и прав работников на море.

  3. Это упрощение международных требований к формату труда моряков по всему миру.

  4. Это строгий, контролируемый режим применения новых правил, основанных на сертификации судовладельцев.

  5. Это гибкая система соответствия минимальному набору требований в отношении найма и социальной защиты моряков.

  6. Это применимость правил ко всем судам, даже к судам, имеющим флаг государства, не являющегося членом Конвенции.

  7. Это шаг к улучшению трудовых условий для всех моряков.

  8. Это повышенная ответственность работодателей в морском секторе.

  9. Это повышенная ответственность по отношению к морякам со стороны всех участников морского бизнеса – судовладельцев, крюинговых агентств, портовых властей.

  10. Это улучшение социального диалога между участниками морского сектора, находящихся в разных трудовых позициях (работодатель и работник).

  11. Это шаг к лучшему информированию моряков об их правах и гарантиях.

  12. Это проверки на всех уровнях взаимодействия: на судне, в компании – судовладельце, в государстве флага, в порту, в Международной Организации Труда.

  13. Это глобальная унификация правил и требований, конец разрозненному подходу к работе с моряками по всему миру.

  14. Это возможность быстрее обновлять и актуализировать трудовое законодательство в морском секторе.

  15. Это существенное усиление безопасности мореплавания и судоходства.

 

Для государств – участников Конвенции:

  1. Это упрощение порядка отчетности в рамках одной единственной конвенции, а не нескольких нормативно-правовых актов.

  2. Это расширенные права по применению Конвенции ко всем судам.

  3. Это улучшение качества морских услуг в конкретном государстве.

  4. Это гибкость в применении обязательных минимальных правил по работе с моряками, что делает Конвенцию доступной после ратификации.

  5. Это необходимость сертификации лишь для судов вместимостью более 500 регистровых тонн.

  6. Это устранение проблемы судов, не соответствующих минимальному стандарту, улучшение флота под флагом страны – участницы Конвенции.

 

Для судовладельцев:

  1. Это возможность конкурировать с партнерами в качестве и стандарте работы с моряками.
  2. Это защита и гарантии, получаемые судовладельцами после прохождения сертификации.
  3. Это добровольная сертификация для судов вместимостью менее 500 регистровых тонн.
  4. Это повышенная ответственность участников морского сектора перед своими работниками.
  5. Это защищенные и удовлетворенные моряки, работающие без опаски и риска.
  6. Это простота в применении положений Конвенции, которая содержит базовые, минимальные требования.

 

Для моряков:

  1. Это доступный свод принципов и правил для работы на море, включая защищаемые законодательством права моряков.
  2. Это четкое понимание своих прав и обязанностей при труде в профессии моряка.
  3. Это упрощение защиты минимальных прав на труд и жизнь моряка.
  4. Это право подавать жалобы, как в море, так и на суше.
  5. Это четкое определение того, кто является для целей Конвенции судовладельцем, и какова его ответственность в рамках Конвенции. 

 

А у Вас уже есть сертификат КТМС 2006?

 

Статьей V Конвенции предусмотрена обязанность всех государств, ратифицировавших ее, осуществлять контроль над наличием на судах под их флагами сертификационных документов о соответствии трудовых условий положениям конвенции:

  • Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве;
  • Декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве являются новеллами международного трудового законодательства.

 

Чего боятся судовладельцы?

Прошло всего лишь несколько месяцев с момента, как морские страны начали применять положения Конвенции, в связи с этим порядок соблюдения за исполнением ее требований, практически, отсутствует. Такая неопределенность вызывает у судовладельцев вполне обоснованные опасения по следующим причинам:

  1. «Принцип позолота» - проведение судовладельцами незначительных изменений в трудовых условиях для моряков на борту, без фундаментальных улучшений качества их жизни и работы, исключительно для целей быстрого прохождения сертификации по новым, еще не устоявшимся правилам;

  2. Отсутствие четких инструкций для судовладельцев по порядку соблюдения требований Конвенции и в связи с этим риск отказа в выдаче необходимых сертификатов;

  3. Бюрократия при отсутствии отлаженного механизма сертификации и, как следствие, затягивание в получении сертификатов судовладельцами;

  4. Слишком частые или «придирчивые» проверки судовладельцев на соответствие требованиям Конвенции, из-за отсутствия фиксированных стандартов ее соблюдения;

  5. Необоснованные жалобы и задержки судов по причине мнимых нарушений Конвенции для ограничения конкуренции.

Сейчас участники морского бизнеса мало что могут сделать, чтобы избегать указанных опасений, однако, имеется ряд простых правил, которые могут позволить уменьшить риски, связанные с «неотработанным» применением Конвенции на практике:

  1. Обращаться за разъяснениями в службы охраны труда за разъяснениями;

  2. Уведомлять Международную Трудовую Организацию о проблемах и трудностях в официальном порядке для получения помощи и содействия в применении Конвенции;

  3. Ориентироваться на соответствие минимальным стандартам Конвенции при ее применении, чтобы гарантировать отсутствие нарушений.

 

Порядок сертификации

Формально все суда равны перед лицом Конвенции, однако, некоторые из них «равнее». Для части судов сертификация условий труда моряков является обязательной, для остальных – добровольной.

В обязательном порядке сертификацию проходят суда валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн:

- осуществляющие международные перевозки, и / или

- ходящие под флагом государства – участника Конвенции, осуществляющие рейсы между портами иных государств.

Дополнительно, в обязательном порядке проверкам на соответствие условиям конвенции, хоть и в отсутствие сертификатов, будут в портах стран – участников конвенции, подвергать и другие суда вместимостью 500 тонн и более, даже если они ходят под флагом государства, не ратифицировавшего Конвенцию. До сих пор остается не ясным, как данный принцип будет осуществляться на практике и не приведет ли он к нарушению основного принципа международного права о суверенитете государств. У стран есть право не присоединяться к международным конвенциям против их воли, однако, может оказаться, что государства, не ратифицировавшие Конвенцию, все равно будут вынуждены ее соблюдать из-за риска экономических санкций против их судов в иностранных портах.

Обязанность по сертификации судов нормами Конвенции возлагается на власти государств – участников. Исходя из общей практики по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, функции по сертификации судовладельцев будут отданы судовым регистрам и классификационным обществам. О своей готовности осуществлять сертификацию уже заявило «Det Norske Veritas», о допустимости такого подхода указал и «Lloyd’s Register». В России таким образом сертификацию будет осуществлять Российский морской регистр.

Для целей получения сертификата будут проверять все основные условия труда моряков на конкретном судне: вахтовые расписания и время отдыха предусмотренного ими, условия проживания, питание и обустройство пищевых блоков, планы по ликвидации ущерба здоровью моряков и несчастных случаев на судне, медицинскую часть, предусмотренный порядок подачи и рассмотрения жалоб моряками. Инспекции подвергнутся и сами моряки – будет проверен их возраст, квалификация, аттестационные документы и состояние здоровья.

Не смотря на имеющиеся у судовладельцев опасения и неуверенность в порядке исполнения требований Конвенции, они не представляют особой сложности. Конвенция имеет Кодекс, составленный таким образом, что статьи разбиты на 2 части: А и Б. Часть А указывается на общее минимальное требование Конвенции, а часть Б – на наиболее простой и эффективный метод его исполнения, который, в прочем, не является обязательным. Таким образом, судовладельцам лишь необходимо выполнить минимальные требования Конвенции любым доступным для них способом, содействуя государствам – участникам в наращивании практики применения конвенции во всех отношениях. 

 

Биль о правах моряков

 

Требования Конвенции о труде в морском судоходстве

О том, как и в отношении кого Положения Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года активно применяются с августа этого года, мы подробно рассказали ранее. Настало время определиться с тем, какие именно требования предъявляет Конвенция к условиям труда моряков на морских судах.

Конвенция состоит из трех частей: Статьи (Articles), которые выделяют основные, широкие принципы Конвенции и ее цели; обязательные частные Предписания (Regulations); Кодекс (the Code), имеющие обязательные положения (Часть А каждой статьи) и рекомендации (Часть B каждой статьи).

Основные требования в отношении моряков в Конвенции подразделяются на 4 основных раздела:

  1. Минимальные требования к морякам для работы на судне;
  2. Условия трудоустройства;
  3. Проживание, отдых, еда и сервировка пищи;
  4. Защита здоровья, медицинское обслуживание, защита благосостояния и социальная защита.

 

Требования к морякам:

Возраст

-    минимальный возраст для работы в морском судоходстве – 16 лет;

-    минимальный возраст для несения ночной вахты в морском судоходстве – 18 лет, за исключением случаев, когда лицо младше 18 лет прошло специальное обучение, а так же природа службы в морском судоходстве требует несения ночной вахты без ущерба здоровью моряка.

Состояние здоровья

-    к работе допускаются только лица, годные по состоянию здоровья к службе в морском судоходстве, что подтверждается медицинским свидетельством, выданным компетентным медицинским учреждением;

-    в каждом медицинском свидетельстве должно содержаться заключение по состоянию зрения и слуха моряка, а так же отсутствия у него заболевания, усиливающегося от нахождения в море или способного помешать службе в морском судоходстве;

-    срок годности медицинского свидетельства – 2 года для моряков старше 18 дет, 1 год – для моряков младше 18 лет;

-    в случаях крайней необходимости моряк может быть допущен к работе без медицинского свидетельства на срок не более 3 месяцев, при наличии ранее выданного медицинского свидетельства.

Квалификация и подготовка

-    надлежащая квалификация для работы в морском судоходстве;

-    надлежащая тренировка и прохождение курса безопасности на борту.

Возможность трудоустройства -    равные возможности по получению открытой, доступной информации о вакансиях и возможностях трудоустройства для всех моряков.
Судовая роль (трудовой договор)

-    ФИО моряка;

-    дата и место его рождения;

-    наименование судовладельца;

-    дата и место заключения договора;

-    должность моряка по договору;

-    размер заработной платы или формула ее расчета;

-    размер годовых отпускных моряка или формула для их расчета;

-    условия расторжения договора, включая срок для уведомления сторон о расторжении договора, срок действия договора (если договор срочный), порт и место окончания работы моряка (если договор заключается на один рейс).

Заработная плата

-    выплаты не реже одного раза в месяц;

-    предоставление отчета о произведенных выплатах не реже одного раза в месяц;

-    предоставление возможности перевести часть заработной платы на счет третьих лиц, по выбору моряка.

Время работы

-    не более 14 рабочих часов за один день;

-    не более 72 рабочих часов на 7 дней;

-    вахтовое расписание должно находиться на видном месте, доступное для ознакомления;

-    ежедневная фиксация количества отработанных часов в досье моряка.

Отпуск

-    оплачиваемый ежегодный отпуск;

-    расчет отпуска исходя из 2,5 календарных дней за каждый календарный месяц работы.

Репатриация

-    репатриация исключительно за счет судовладельца;

-    судовладелец предоставляет финансовое обеспечение возможности репатриации моряка;

-    репатриация обязательная в случаях окончания срока действия договора с моряком, расторжения договора судовладельцем, расторжения договора моряком по уважительной причине, при невозможности моряка исполнять служебные обязанности;

-    отказ в репатриации по причине недостатка финансовых средств или нежелания судовладельца искать замену моряку запрещается.

Компенсация вреда здоровью -    полная компенсация вреда здоровью моряка или утери им трудоспособности в процессе работы.
Проживание и отдых

-    требования к изменению проектных свойств и конструкции судов для улучшения проживания и отдыха моряков применимы исключительно к судам, построенным после вступления Конвенции в силу (август 2013 года);

-    условия проживания и отдыха должны быть достойными и безопасными, иметь звукоизоляцию и соответствовать санитарным нормам;

-    надлежащее освещение, отсутствие близости к грузовым и техническим отсекам судна;

-    помещения для стирки должны быть надлежаще оборудованы.

Еда и сервировка пищи

-    запасы должны соответствовать количеству моряков на борту;

-    пища должна быть полезной, разнообразной, сытной;

-    работники столовой должны иметь надлежащую квалификацию и подготовку.

Защита здоровья на борту и на суше

-    полная готовность оказать медицинскую помощь на борту судна любому моряку, включая услуги стоматолога;

-    право моряка помещать квалифицированных медицинских работников;

-    бесплатная медицинская помощь;

-    необходимое медицинское оборудование и аптечки на судне.

Ответственность судовладельца

-    компенсация расходов на лечение моряков по болезни или производственным травмам в размере полной оплаты труда моряка;

-    обеспечение на случай смерти моряка или утери им нетрудоспособности в размере полной оплаты труда моряка до момента репатриации;

-    расходы на погребение.

Социальное обеспечение -    равные доступ и организация для моряков социального обеспечения: пенсии, больничные выплаты, медицинское страхование, материнство, инвалидность.

 

При детальном изучении требований Конвенции, можно установить, что с августа 2013 года у морского сектора имеется детальное регулирование наиболее существенных отраслей работы моряков, с указанием на их минимальные стандарты. Именно соответствие данным требованиям станет предметом проверок портовых властей и морских регистров в отношении судовладельцев. Радует лишь то, что соответствие таким требованием у добросовестных судовладельцев трудностей вызывать не должно. 

  

Первые нарушения Конвенции, и как их избежать?

 

Что делать судовладельцам?

  1. Уже сейчас выбрать для судна флаг государства, ратифицировавшего Конвенцию. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы избежать путаницы в порядке применения правил Конвенции к флагам государств, не являющихся ее участниками. Данный казус (что Конвенция косвенно применяется к судам под флагами стран, не ратифицировавших ее) еще предстоит разрешить Международной Трудовой Организации, которая уже сейчас озвучила лозунг «Никакого предпочтения!» (No favorable treatment) при применении правил Конвенции, но пока Организация этого не сделала, судам еще предстоит работать.

  2. Заполнить декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве являются новеллами международного трудового законодательства.

  3. Разработать порядок соблюдения и демонстрации соответствия компании и флота положениям Конвенции.

  4. Воспользоваться правом применения в отношении себя любых исключений и «поблажек», предоставляемых Конвенцией (например, в прошлом письме мы писали о том, что малотоннажные суда не сертифицируются).

 

Как продемонстрировать соответствие требованиям Конвенции?

Мы считаем, что лучший способ избежать детальной проверки в отношении себя сертифицирующими и контролирующими органами, - это активная демонстрация соответствия компании – судовладельца требованием Конвенции 2006 года. Проверяющим должностным лицам будет гораздо проще и приятнее работать с Вами, если Вы осуществите следующие нетрудные действия:

  1. Все трудовые и штатные документы в отношении моряков (договоры, расписания, заявления, отчетность) должны быть составлены просто и доступно;

  2. Позвольте инспекторам посещать не только Ваше судно, но и офис! Это может показаться странным, но убеждение проверяющего в том, что Вы – серьезный, добросовестный судовладелец, помогает пройти любую проверку;

  3. Организуйте на борту каждого судна специальное помещение для интервьюирования членов плав.состава проверяющими. В спокойной обстановке моряк будет более расслаблен, доволен и доброжелателен, он и инспектор не будут чувствовать себя под давлением или в спешке, а все бумаги будут заполнены верно и аккуратно;

  4. Внедрите эффективные процедуры на борту своего судна по соблюдению минимальных требований Конвенции. В конце концов, это самое главное.

Для того чтобы помочь нашим клиентам в работе над соответствием компаний и флота положениям Конвенции, мы разработали несколько доступных чек-листов. Если Доверитель придет к нам с таким заполненным чек-листом, мы легко сможем определить его уровень соответствия Конвенции

Скачать чек-листы >>

Послесловие

Со дня вступления Конвенции о труде в морском судоходстве прошло каких-то два месяца, а, между тем, индустрия морского бизнеса уже столкнулась с многочисленными проблемами ее применения, которое отсутствует на практике. Нормативно-правовые акты для российских судовладельцев и моряков, разъясняющие порядок внедрения Конвенции, появятся, предположительно, не ранее весны следующего года.

До этого момента морской бизнес должен самостоятельно разрабатывать механизмы применения Конвенции, ориентируясь на ее минимальные требования по различным категориям и аспектам работы моряков, в том числе:

-      возраст,

-      образование,

-      профессиональная подготовка,

-      порядок исчисления и оплаты заработной платы,

-      питание,

-      медицинское обслуживание,

-      социальная защита и льготы,

-      страхование,

-      порядок возмещения вреда здоровью, полученному при исполнении профессиональных обязанностей моряком.

Не исполнение или ненадлежащее исполнение указанных минимальных требований дают основание морякам для обращения в суд по трудовому спору, а для портовых властей для отказа в выпуске или допуске несоответствующего стандартам судна на портовую территорию. Как следствие, судовладелец несет существенные убытки по простою своего флота, сопряженные с ухудшением его репутации, как работодателя в морском судоходстве.

 

Ведущий юрист практики судостроения и судоходства

Виктория Жданова 

 

 

Юристы ООО «Инмарин» с первого дня вступления Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве оказывают юридическую помощь  судовладельцам и морякам в определении их прав и обязанностей в условиях изменившегося правового регулирования труда моряков.  

 

Наши профессиональные услуги:

услуги UCH

Вас заинтересовала одна из перечисленных услуг?

Позвоните на по тел: +7(812) 363 13 64 или отправьте заявку на e-mail: sos@inmarin.ru.

Мы ответим на все Ваши вопросы!