Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Концы в воду, груз за борт!
17.12.2013

Концы в воду, груз за борт!

 

Что делать если в процессе морской перевозки на судне возник пожар, и в результате перевозчику пришлось выбросить за борт часть груза?

В адвокатское бюро за юридической помощью обратился грузовладелец, потерпевший убытки в результате общей аварии. Грузовладельцем был заключен договор морской перевозки угля из России в Турцию. Во время следования на палубе произошло возгорание груза, и в результате судовладельцу в целях спасания судна и остального имущества пришлось избавиться от части груза, то есть выбросить его за борт.

Вопрос:  Что делать грузовладельцу, если в процессе перевозки на судне возник пожар, была объявлена общая авария и перевозчик избавился от части вверенного ему опасного груза.  Имеет ли грузовладелец право на возмещение убытков и в каком размере?

 

Ответ: Согласно ч.1 ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Частью 2 ст. 151 КТМ РФ предусмотрено, что  в случае, если погруженный с ведома и согласия перевозчика груз станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

Как предусмотрено ч.1 ст. 284 КТМ РФ,  общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.  Правила предусмотренные главой об общей аварии применяются так же, если принимаются меры по сохранению судов и их грузов, если грузы имеются, от общей опасности. Статьей 292 КТМ РФ  предусмотрено, что  общей аварией признаются так же и убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт. Убытки от такой гибели груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании инвойса, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки.

Согласно ч. 1 ст. 304 КТМ РФ  общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.

Таким образом, если в процессе морской перевозки груза на судне возник пожар, в результате которого перевозчику пришлось выбросить за борт часть груза, перевозчик обязан возместить отправителю данного груза причиненные убытки в размере стоимости, устанавливаемой на основании инвойса, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца. При этом из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.

Ведущий юрист

Виктория Жданова