Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Лизинг судна
14.01.2014

Лизинг судна

Лизинг средств морского и речного транспорта является одним из эффективных инструментов строительства нового флота и приобретения судов в эксплуатации для участников отрасли, однако особенности судна как объекта лизинга влекут за собой появление специфических рисков, которые должны приниматься во внимание лизинговыми компаниями при передаче судна в лизинг, при возвратном лизинге, а в отдельных случаях дополнительно учитываться в договоре.

Наличие специфических рисков обуславливает также и правовую природу договора, заключаемого при совершении лизинговой сделки с судном и содержащего как признаки традиционного договора лизинга (финансовой аренды), так и элементы договора бербоут-чартера. Такая конструкция позволяет применять к договору одновременно как положения законодательства о лизинге так и о передаче судов в чартер без экипажа и соответственно регулировать рассматриваемые ниже отраслевые риски.

Кроме того, государственная регистрация прав на судно и обременений в отношении него является дополнительным инструментом обеспечения прав участников лизинговой операции – лизингодателя, регистрируемого в качестве собственника судна, и лизингополучателя, учитываемого в реестре в качестве лица, в пользу которого установлено обременение судна. С наиболее эффективным подходом к регистрации судов, использующим все предусмотренные действующим законодательством преференций, можно ознакомиться в презентации «Российский международный реестр судов».

 

1. Арест судна по требованиям связанным с неоплатой лизингополучателем расходов на содержание и обслуживание судна.

В случае ареста судно, как правило, ограничено в передвижении в рамках одного порта, в котором произведен арест и не может эксплуатироваться по назначению. Между тем, ст. 23 федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» устанавливает прямой запрет на обращение взысканий третьим лицом на предмет лизинга по обязательствам лизингополучателя. Соответственно, арестованное лизинговое судно подлежит освобождению по указанным основаниям. Находит свое подтверждение данный вывод и в судебной практике – см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2005 N А38-6489-9/531-2004. Исключение из данного правила составляет морской залог, обеспечивающий требования к судовладельцу о выплате так называемых «обязательных платежей» экипажу, возмещением вреда пострадавшим и порту. Однако надо учитывать, что размер указанных платежей в отдельных случаях может быть настолько значителен, что судно может быть фактически полностью реализовано для их удовлетворения и в качестве гарантии прав лизингодателя договором финансовой аренды рекомендуется предусматривать средства надлежащего обеспечения такого риска.

 

2. Угон, мошенничество или иные противоправные действия в отношении судна.

Известно значительное количество случаев угона и похищения маломерных судов с мест стоянок и махинаций с представлением документов на государственную регистрацию прав собственности. Практике адвокатов АБ СПб «Инмарин» известны случаи, когда одно и тоже обслуживающее судно было зарегистрировано в одном и том же реестре, ведущимся в разных органах регистрации на имя различных лиц. Безусловно, что данные риски относятся к категории уголовно-правовых и связаны с противоправными действиями, однако наличие страхования на случай наступления данных рисков является рекомендуемым средством защиты интересов прав лизингодателя при наступлении таких рисков.

 

3. Ответственность за загрязнение окружающей среды бункерным топливом и балластными водами.

Положения главы 19 КТМ РФ возлагают на судовладельца, которым становится и лизинговая компания, обязательства по возмещению ущерба за загрязнение окружающей среды бункерным топливом с судна, а Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими ответственность судовладельца за ненадлежащее оперирование балластными водами.

Cоответственно, и собственник судна - лизингодатель и его фрахтователь - лизингополучатель могут быть признаны солидарно ответственными по требованиям, связанным с загрязнением окружающей среды. При этом положениями указанной главы предусматриваются и основания, по которым ответственность исключается – обстоятельства непреодолимой силы, намеренное причинение ущерба, причинение вреда по неосторожности в результате действий публичных властей.

Однако наступление указанных рисков может быть перераспределено между лизингодателем и лизингополучателем в заключаемом ими договоре. В этом случае на фактического эксплуатанта судна будут распространяться либо лимиты по ограничению ответственности, предусмотренные статьями 336.2 и 336.3 КТМ РФ, либо обязанность в полном объеме компенсировать лизингодателю – судовладельцу любые расходы, которые он самостоятельно понесет, компенсируя ущерб от загрязнения третьим лицам.

 

4. Конфискация судна за контрабанду.

В случае использования судна, как орудия совершения преступления - контрабанда, нарушение государственной границы его собственник (лизинговая компания) в силу положений п. 6 ст. 81 УПК РФ не лишается права собственности, однако на время производства по уголовному делу на судно может быть наложен запрет эксплуатации. Действия сторон по минимизации финансовых последствий такого прекращения деятельности судном подлежат урегулированию специальными положениями договора финансовой аренды (лизинга), так как за время производства по делу судно может прийти в негодность, утратить мореходность и в отдельных случаях являются целесообразными совместные действия сторон по освобождению и реализации судна в целях минимизации убытков.

 

5. Удаление остатков кораблекрушения.

По аналогии с ответственностью за загрязнение окружающей среды законодательство возлагает на судовладельцев обязательства по поднятию и удалению остатков судна за собственный счет в случае его крушения. Расходы на указанные действия также могут распределятся между собственником и эксплуатантом судна.

 

6. Несостоятельность лизингополучателя.

Перечисленные в настоящей статье риски не являются исчерпывающими и освещены в самом первом приближении для понимания специфики операций по лизингу судов. При этом урегулирование последствий наступления любого из возможных рисков рекомендуется, помимо норм действующего законодательства, основывать на заранее согласованном сторонами в договоре порядке совместных действий, гарантирующем своевременную и полную реализацию прав и обязанностей лизингодателя и лизингополучателя.