Концы в воду, груз за борт!
« НазадОписание дела:
В адвокатское бюро за юридической помощью обратился грузовладелец, потерпевший убытки в результате общей аварии. Грузовладельцем был заключен договор морской перевозки угля из России в Турцию. Во время следования на палубе произошло возгорание груза и в результате судовладельцу в целях спасания судна и остального имущества пришлось избавиться от части груза, то есть выбросить его за борт.
Вопрос:
Что делать грузовладельцу, если в процессе перевозки на судне возник пожар, была объявлена общая авария и перевозчик избавился от части вверенного ему опасного груза. Имеет ли грузовладелец право на возмещение убытков и в каком размере?
Ответ:
Согласно ч.1 ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).Частью 2 ст. 151 КТМ РФ предусмотрено, что в случае, если погруженный с ведома и согласия перевозчика грузстанет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии.
Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.
Как предусмотрено ч.1 ст. 284 КТМ РФ, общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза. Правила предусмотренные главой об общей аварии применяются так же, если принимаются меры по сохранению судов и их грузов, если грузы имеются, от общей опасности. Статьей 292 КТМ РФ предусмотрено, что общей аварией признаются так же и убытки причиненные выбрасыванием груза за борт. Убытки от такой гибели груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании инвойса, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки.
Согласно ч. 1 ст. 304 КТМ РФ общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.
Таким образом, если в процессе морской перевозки груза на судне возник пожар, в результате которого перевозчику пришлось выбросить за борт часть груза, перевозчик обязан возместить отправителю данного груза причиненные убытки в размере стоимости, устанавливаемой на основании инвойса, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца. При этом из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.