Бесплатный звонок
из любого региона России:

8 (800) 250-00-13

Телефон в
Санкт-Петербурге:

+7 (812) 603-48-63

Адрес:

Площадь Морской Славы дом 1,
офис 5059, Санкт-Петербург,
Россия, 199106

Главная » Новости » Инмарин практикум

Инмарин практикум

« Назад

Инмарин практикум  10.10.2012 14:50

Старая истина гласит: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Именно поэтому те, кто следят за последними новостями международного мореплавания, теперь лишний раз подумают, как лучше назвать свое судно. Катер «Глыба» вполне может пойти на дно, как кусок гранита, а, если дать какому-нибудь контейнеровозу «огненное название», жди пожара на борту. Выбирайте добрые, непотопляемые названия, дорогие доверители, с ними как-то спокойнее: «Бревно», или  «Надувная утка», хотя бы!

 Когда судно горит или тонет, а на его спасание тратится много сил, денежных средств и времени, объявление судовладельцем общей аварии неизбежно. В результате этого грузополучатели, которые всего лишь ждали прибытия своего груза в порту, не заботясь о методах и хлопотах, связанных с его транспортировкой, обнаруживают себя участниками общего морского предприятия. К ним, переложившим все трудности на экспедиторов или агентов, начинают предъявляться требования по выплатам обеспечения по общей аварии, оплате сюрвейерского осмотра  и «выкупа» груза в спасателей. В этой статье мы расскажем о том, как страхователь может наиболее эффективно перенаправить расходы по общей аварии и ущербу застрахованному имуществу на страховую компанию. 
 
1.            Уведомление о наступлении страхового случая. 
Даже если страхователь не уверен, имеет ли место фактический ущерб застрахованному грузу, он обязан уведомить страховщика о такой возможности. Хороший генеральный договор страхования всегда будет предусматривать обязанность страхователя уведомить страховщика о наступлении страхового случая, как существенное условие урегулирования страхового убытка. Не всегда требование по уведомлению будет простым («позвоните и расскажите нам, что случилось»), у крупных страховых компаний процедура проходит в несколько этапов – устный и письменный. Игнорирование требований страховщика по манере и срокам уведомления его об инциденте, может стоить страхователю его компенсации!  

2.            Своевременное подтверждение убытка грузу.
У страхователя существует безусловная обязанность доказать, что убыток был причинен застрахованному грузу в результате наступления страхового случая. Недостаточность доказательств может привести к отказу в выплате страхового возмещения, поэтому к их сбору стоит подходить со всей ответственностью. Все действия должны осуществляться быстро и своевременно, особенно с учетом того, что, в соответствии с условиями части 1 статьи 966 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), к требованиям по выплате страхового возмещения или обеспечения, вытекающим из договора страхования, применяется сокращенный срок исковой давности, всего лишь 2 года.

Срок для урегулирования страхового убытка также может быть предусмотрен условиями самого договора страхования, что ставит страхователя в ситуацию, когда он ограничен во времени для сбора пакета доказательных документов. Ни смотря на вышеизложенное, страхователям не стоит думать, что их обязательство по доказыванию будет нарушено, если они не предоставят полный пакет документов, подтверждающих ущерб, через час после его наступления. Документальные подтверждения выдаются и запрашиваются разными сторонами по делу: у судовладельца, у перевозчика, у фрахтователя, у пожарной службы, у банка. У всех сторон и служб имеются свои сроки рассмотрения запросов, которые, порой, занимают несколько недель. С учетом такого положения дел, страхователь обязан сделать все от себя зависящее для того, чтобы документы были собраны в срок, согласованный сторонами в договоре страхования. 

3.            Своевременное реагирование и сотрудничество.
В процедуре общей аварии единовременно работают над одним и тем же делом специалисты разных направлений, постоянно предоставляя участникам общей аварии информацию, новости и новые права и обязанности (осмотр груза, включение в реестр, взносы по обеспечению, и тд.).
Очень важно, в такой ситуации, отслеживать все изменения, имеющие место в отношении общей аварии, своевременно выполняя все требуемые действия. В соответствии со статьей 272 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ), у страхователя существует обязанность предпринимать все возможные и доступные действия для уменьшения размера ущерба и предотвращения его увеличения. Если страхователь будет «спустя рукава» относиться к исполнению своих обязательств в качестве участника общей аварии, это может служить основанием, чтобы сомневаться в его добросовестности.

4.            Взносы по общей аварии.
Обязанность грузовладельцев, перевозчиков и других участников общей аварии, распределить между собой и компенсировать затраты на разумное спасание их имущества, предусмотрена в законе (статьи 273, 275 КТМ РФ). В 99% случаев, без денежного обеспечения компенсации затрат спасателей, грузовладельцы просто не получат на руки спасенные грузы. В соответствии с условием статьи 273 КТМ РФ, страховщик оплачивает обеспечение по общей аварии только по требованию страхователя. Мы рекомендуем не затягивать с направлением такого требования в страховые компании, независимо от того, как быстро идет процесс урегулирования убытка от ущерба застрахованному грузу.

5.            Соблюдение сроков.
Часто встречающаяся «прореха» договоров страхования – это отсутствием четких сроков, в течение которых страховые компании обязуются предоставить, по требованию страхователя, обеспечение оплаты взносов по общей аварии, что превращает, в соответствии с частью 2 статьи 314 ГК РФ, обязательство оплатить обеспечение в обязательство, определенное моментом востребования. На практике это означает, что страховщик обязан осуществить оплату в семидневный срок со дня предъявления страхователем такого требования. 
 
Для успешного разрешения общей аварии при помощи своего страховщика, страхователь должен добросовестно исполнять обязательства, предусмотренные договором страхования, действовать в согласованные и/или указанные в законе сроки, с учетом фактических обстоятельств общего морского предприятия. Конечно, наиболее верно в такой ситуации назначать юристов и сюрвейеров, которые будут консультировать по соблюдению всех необходимых формальностей, и в случае нарушения прав и обязанностей предпримут незамедлительные действия по защите Страхователя.

Четко следуя требованиям страховщика и положениям договора страхования, страхователь гарантирует себе плавное, безболезненное урегулирование страхового случая и полноценную компенсацию любых убытков и обязательств по общей аварии,гарантируя, что жаркие дни для участников морского предприятия не прекратятся для него в адское пекло. 
 
Юрист | Судовладельцам, ООО «Инмарин»
Жданова Виктория Дмитриевна


Задать вопрос
Закрыть
Заказать звонок
Закрыть
Закрыть